Письмо Е. Ямпольской, председателю Комитета по культуре Государственной Думы
Уважаемая Елена Александровна!
В общении с молодыми людьми зачастую приходится наблюдать последствия образовательной катастрофы 90-ых годов. На элементарный вопрос: назовите по три союзника СССР и Германии во Второй мировой войне доводится слышать все комбинации, кроме фактов исторической реальности. Что уж говорить о Первой мировой… Не наведя определённый порядок в исторических знаниях мы не сможем ни адекватно оценивать текущие события, ни двигаться вперёд.
Ниже изложен небольшой комплекс мероприятий, как прямого действия, так и косвенного, которые могли бы, на мой взгляд, восполнить пробелы, дополнить нынешнее среднее образование, помочь молодым людям обрести некий внутренний культурно-исторический стержень.
Во-первых, считаю целесообразным создать в Москве новый музей, интегральный по своему характеру, то есть взаимоувязывающий исторические события через проникновение в их суть, экспозиции и материалы которого были бы посвящены всем основным этапам нашей истории конца XIX, всего ХХ и начала ХХI веков. Начиная, как вариант, со вступления на престол Николая II и заканчивая драматическими событиями последних лет в бывшей УССР. Музей должен быть грандиозным по размерам, масштабу и глубине экспозиций, должен быть реализован принцип погружения в историческую реальность с применением как самых современных технических средств, так и с демонстрацией простых экспонатов: документов, предметов и т.п.. Основным лейтмотивом выставок может стать сочетание двух нехитрый соображений: необходимость сбережения страны и народа в целом, и необходимость уважительного и бережного отношения друг к другу. История показывает, что очень просто потерять и страну, и самих себя… А наши заклятые партнёры всегда с этим помогут!
Возможно, что именно такой музей, даже процесс его создания, станет центром примирения как условно красных с условно белыми в одном измерении, так и условных народа и власти в другом.
Более того, новый музей можно будет позиционировать для гостей из других стран как представляющий нашу, русскую, версию отдельных событий мировой истории последних полутора веков, что особенно актуально в идущей психоисторической войне.
Во-вторых, предлагаю создать государственную туристическую программу, по которой все школьники старших классов и студенты других средних учебных заведений получают возможность полностью бесплатно, за счёт федерального бюджета, посетить три города: Москву, Санкт-Петербург и Севастополь с экскурсионными целями. Дневник Тани Савичевой, памятник Подольским курсантам и 35-ую береговую батарею обязаны видеть все! Естественно, что в экскурсионную программу нужно будет включить и новый музей. У нас не должно быть молодых людей, которые хоть раз в жизни не были бы в этих трёх городах, не посетили бы хоть раз этот музей. Полагаю, что для федерального бюджета это будут относительно небольшие расходы, которые с лихвой оправдаются воспитательным эффектом. В дальнейшем школьники смогут всегда обратиться за дополнительной информацией к ресурсам музея в интернете. Разумеется, в целом содержание таких экскурсионных программ должно выходить за рамки одного только исторического направления.
Более того, считаю весьма позорной ситуацию, когда немало граждан в нашей стране не могут по экономическим обстоятельствам хоть раз в жизни посетить две столицы. За короткий период времени эту ситуацию не исправить, так давайте начнём хотя бы с молодёжи!
В-третьих, считаю необходимым вернутся к списку литературы, которая обязательна для изучения в средних учебных заведениях. Я не педагог и не специалист по русской литературе ХХ века, но мне непонятны преимущества повести «Котлован» перед повестью «А зори здесь тихие…» применительно к школьной программе. Где «Дожить до рассвета» и «Навеки-девятнадцатилетние», где «Горячий снег»? Может быть стоит включить в школьную программу «Нюрнбергские дневники» и «Живые и мёртвые» вместо обзорного изучения «Доктора Живаго»? В факультативной части могут быть и А. Платонов, и Б. Пастернак, и многие другие замечательные авторы. Но речь же идёт о той литературе, которая формирует мировоззрение молодых людей. Стоит ли пытаться формировать мировоззрение на объективно сложном жанре антиутопии, к которому относятся и «Котлован», и «Мы» Е. Замятина? Не получаем ли мы некое антимировоззрение как результат? Которым очень легко манипулировать через фейсбуки, твиттеры, инстаграммы и выдачи ОК «Госдеп» Гугла. Чувствуется же опытная рука наших партнёров…
Стрежня нет, почвы под ногами нет, на что опереться-то? В действующем, насколько я смог разобраться в их разнообразии, списке обязательной литературы очень чувствуется наследие катастрофы 90-ых. Пора, на мой взгляд, перевернуть эту страницу.
В-четвёртых, предлагаю всерьёз, на государственном уровне, с применением метода ручного управления проектом, заняться созданием национальной электронной энциклопедии, которая бы составила конкуренцию известным зарубежным ресурсам типа калифорнийской википедии, придуманной, как можно прочитать в различных источниках, поклонником небезызвестной и объективной Айн Рэнд, и отражающей в своих материалах, как мне кажется, точку зрения наших лучших и вечных партнёров…
Основным принципом построения такой русской энциклопедии должна широта охвата, начинающаяся с классических наук, различных видов искусств и традиционных религий, и заканчивающаяся текущими событиями в мире рэпа, новостями из жизни телезнаменитостей и модными тенденциями в социальных сетях. Вторым важнейшим принципом должна стать скорость обновления информации, максимально приближённая к скорости работы ведущих информационных агентств. Иначе машинка работать не будет! Как очевидно, создание и поддержание работоспособности такой национальной электронной энциклопедии потребует немалых затрат, но, полагаю, эти затраты окупятся сторицей.
Более того, через методические указания, используемые в государственных средних и высших учебных заведениях, можно стимулировать обращение школьников и студентов именно к этой национальной электронной энциклопедии, а не к зарубежным ресурсам, щедро финансируемым различными интересантами.
Создание такой энциклопедии внесёт, на мой взгляд, не меньший вклад в оборону и развитие страны, чем создание компактных ЯЭУ для крылатых ракет.
В-пятых, полагаю что что-то нужно делать с телевизионным контентом, особенно с коммерческой рекламой, на государственных телеканалах. Государственные телеканалы не могут быть одновременно и коммерческими предприятиями, зарабатывающими деньги на чём попало, и инструментами проведения государственной информационной политики. В сознании человека не может остаться цельной картины от просмотра серьёзного и глубокого фильма или телепередачи, разрываемых как рекламой автомобилей премиум-сегмента, так и рекламой средств личной гигиены… Нужно заканчивать с такой практикой! Всё должно быть вынесено в блоки между содержательными частями телепрограмм. Для особо амбициозных рекламодателей остаются негосударственные телеканалы.
Иными словами, очень чувствуется фальшь, когда патриотическая и социальная риторика в эфире государственных телеканалов и радиостанций разрывается рекламой дорогих пентхаузов с видом на Кремль…
Понимаю, что, скорее всего, потребуются соответствующие изменения в мотивационных программах работников средств вещания, но, на мой взгляд, и в этом случае дополнительные издержки для бюджета окупятся кратно.
Буду рад, если что-нибудь из написанного покажется Вам заслуживающим внимания и тем или иным образом поможет Вам в работе.
С уважением,
Д. Голубков
P.S. В процессе написания письма понял, что список обязательной литературы для ЕГЭ постоянно корректируется и, судя по всему, корректировки идут именно в том направлении, о котором я написал выше. Это радует!
P.P.S. И ещё по поводу рекламы. Возникает острое желание обязать рекламодателей luxury goods прикладывать к рекламе списки свободных вакансий, вознаграждение на которых будет достаточно для покупки рекламируемых товаров и услуг. Количество свободных вакансий должно соответствовать желаемому объёму продаж предметов и услуг отнюдь не первой необходимости. Развитие принципов Генри Форда, только и всего.