Данная статья написана исключительно с экспертной точки зрения, автор пользовался только отрывочными сведениями из открытых источников. Другое дело, что для общей оценки ситуации зачастую бывает достаточно весьма небольшого набора исходных данных. На мой взгляд, дело Майкла Калви относится именно к таким. Ну а истину установят, как обычно, следствие и суд.

В финансовом менеджменте есть понятия качества активов и пассивов компании, организации, банка наконец. При прочих равных условиях компания или банка должны стремиться к повышению качества своих активов и к снижению качества пассивов. Рассмотрим, к примеру, банк, тем более что это ближе к обсуждаемой теме.

Среди наиболее значимых активов обычного банка присутствую кредиты и ценные бумаги. Более или менее очевидно, что, опять же при прочих равных условиях, банк должен стараться подбирать более надёжных заёмщиков или эмитентов ценных бумаг. Иными словами, тех, кто с большей вероятностью вернёт деньги. 

С качеством пассивов ситуация противоположная. При прочих равных условиях банк должен стараться подобрать таких вкладчиков, которые с наименьшей вероятностью обратятся за своими деньгами, а в лучшем случае вообще забудут о них. Понятно, что такое в реальности случается не часто, но, к примеру, в случае банковских кризисов лояльность клиентов, то есть их склонность рискнуть и переждать бурю могут играть решающую роль для выживания банка. Аналогичная ситуация и для кредиторов обычной компании.

Что же произошло с этой точки зрения в банке «Восточный»?  Далее цитирую портал BFM.RU https://www.bfm.ru/news/407084

«По версии следствия, основатель инвестфонда Baring Vostok Майкл Калви, являясь владельцем контрольного пакета акций банка «Восточный», в феврале 2017 года убедил акционера и члена совета директоров банка «Восточный» Шерзода Юсупова принять в счет долга по кредиту, взятому у банка в 2015 году Первым коллекторским бюро (ПКБ), акции люксембургской корпорации International Financial Technology Group S.C.A.

Вместе со своими партнерами он предоставил совету директоров недостоверный отчет, в котором рыночная стоимость ценных бумаг была завышена до 3 млрд рублей, в то время как, полагает следствие, реальная их стоимость составляла не более 600 тысяч рублей, а в настоящее время она «приближается к нулю».»

Конец цитаты.

Иными словами, по версии следствия, Калви снизил качество активов банка на сумму близкую к 3 миллиардам рублей. Это плохо для банка, в том числе и для других акционеров.

О чём говорит сам Калви? Он, разумеется, говорит о том, что это внутри корпоративный конфликт и он, разумеется, прав. Но есть один нюанс, как в том неприличном анекдоте…

Но сначала о позициях Грефа, Титова и Чубайса. Они есть во всех СМИ, сошлюсь сразу на самое «правдивое» из них: https://www.svoboda.org/a/2977…

Ну да, с точки зрения бизнеса они по своему правы. Государство ни с того, ни с сего вмешивается во внтрикорпоративный конфликт, портит тем самым атмосферу ненавязчивого извлечения прибыли из России и т.п.

Только указанный господа не желают посмотреть на один шаг назад и, тем более, на один шаг вперёд с точки зрения этого злого и нерадивого государства. А вот в этом есть тот самый один нюанс.

Сколько десятков, господа Титовы, Грефы и Чубайсы, частных банков государство спасло за последние годы от банкротства за счёт денег налогоплательщиков, то есть за счёт наших денег?

Банкиры усиленно занимались снижением качества банковских активов, выводили реальное бабло куда подальше, а потом отдавали выжатый лимон государству. Очень простая формула любви к народу, обществу, стране: прибыль приватизируем, убытки социализируем!

У меня есть полное ощущение, что акционеры банка «Восточный», начиная с самого мистера Калви, шли именно по этому пути. Коллекторское агентство всё таки реальный бизнес, у них выручка за 9 месяцев 2017 года составила 1,9 миллиарда рублей, за 9 месяцев 2018 года около 3,1 миллиарда рублей. Смотри здесь: https://www.collector.ru/about…

То есть они могли, на мой взгляд, расплачиваться по своим долгам. Этот актив, кредит коллекторскому агентству, был заменён на акции некоей люксембургской компании International Financial Technology Group S.C.A., которую я не смог с ходу найти в сети… По крайней мере на бесплатных ресурсах.

Хорошо, ну обанкротится банк «Восточный», может государство в это раз не будет спасать сию финансовую организацию, тратить на это народные деньги?

И вот тут выходит на сцену тот самый нюанс. И банк немаленький, 33-ий по активам, 29-ый по собственному капиталу: http://www.finmarket.ru/databa…

И, самое главное, судя по сайту самого банка: https://www.vostbank.ru/about/

банк занимает второе (sic!) место в стране по объёму выданных гарантий в рамках 44-ФЗ.

Перевожу на русский язык (поправьте меня, если я в чём-то ошибаюсь). Этот знаменитый федеральный закон называется «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статьи 44, 45 и 96 закона определяет возможность использования банковских гарантий участником закупки, и, если контракт готовится к подписанию, уже выбранным поставщиком тех самых закупаемых государством товаров, работ, услуг в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту.

Иными словами, банк поручается перед государством своими деньгами за исполнение обязательств тем или иным поставщиком товаров или услуг для государственных нужд. Если поставщик не выполнит свои обязательства перед государством, то банк заплатит государству живые деньги. И далее будет сам разбираться с этим поставщиком через суд. Это вполне реальный и хорошо работающий механизм!

Полагаю, что в случае банка «Восточный» объем банковских гарантий, выгодоприобретателем по которым является государство, составляет десятки миллиардов рублей. Там же ещё есть гарантии, выданные в пользу госкомпаний, закупки которых не регулируются 44-ФЗ, но, по сути, проводятся на те же самые деньги налогоплательщиков. Просто через другие бюджеты.

И вот теперь круг замкнулся. Компании, которые по 44-ФЗ поставляют что-либо государству, заплатили и платят за гарантии комиссии банку «Восточный», банк направляет эти денежные средства на кредитование коллекторского агентства (я несколько упрощаю схему управления финансами банка для лучшего понимания), которое, в принципе может их вернуть, государство имеет более или менее надежный банк в качестве гаранта за поставщиков.

Далее мистер Калви меняет долг агентства на noname акции…

Ну и кто, господа Титов, Греф и Чубайс, прекрасно знающие все эти механизмы, будет дураком в случае банкротства этого банка? Государство и налогоплательщики. Да, банк большой и государство, скорее всего, спасёт его за счёт народных денег…

И вот в том случае, когда государство попробовало прижать хвост акционерам до того, как они выжали весь сок из банка, вы встаёте на защиту этих мошенников?

Вам пофиг?

(Я сознательно не пишу о 166,7 миллиардах рублей частных лиц, находящихся в этом банке. Надеюсь, что они все или почти все застрахованы.)

Приватизируем прибыль, социализируем убытки и всё шоколадно? У банкиров-акционеров, у менеджмента банка, у всевозможных защитников иностранных интересов в России всё шоколадно и кучеряво…

Это всё очень сильно начинает надоедать… 

Климат и атмосфера для инвестиций, конечно, должны быть нормальными, но это не отменяет необходимость защиты интересов государства и народа. Точка. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *