Намедни написал небольшой комментарий к статье одного товарища, типа чекиста или любителя чекистов, если судить по его блогу на Конте: https://cont.ws/@oper1971/1530…

Статья посвящена уровню грамотности в нашей стране в конце ХIХ — начале ХХ веков. Катастрофически низкому, по мнению автора. И только большевики, как я понимаю, смогли коренным образом изменить положение дел… 

Мой комментарий не прожил и нескольких минут. Странно это…

Повторяю комментарий.

Канцлеру Бисмарку приписывают фразу о том, что войны выигрывает школьный учитель, что очень похоже на правду. Посчитаем, при какой власти ходили в школу (выражаясь современным языком) те, кому в 1941 году было более 40 лет. Вот именно! При царе-батюшке и никак иначе…

Даже тридцатилетние начинали учиться при старом режиме. Естественно, что, скорее всего, многие продолжали учиться, доучиваться, и при советской власти, в этом нет никаких противоречий.

Более того, абсолютное большинство учителей, преподавателей, которые работали в учебных заведениях в период конца 10-ых — конца 30-ых годов прошлого века сами получали образование при царской власти.

Дальше я привёл фрагмент биографии И.В. Курчатова, очень хорошо иллюстрирующий мои рассуждения:

«Физик, академик, основатель Института атомной энергии Игорь Васильевич Курчатов родился 12 января 1903 года (по старому стилю 30 декабря 1902 года) в поселке Симский завод, Уфимской губернии (ныне город Сим, Челябинская область).

После 1908 семья переехала в Симбирск, где отец служил в землеустроительной комиссии, а Игорь в 1911 году поступил в казённую мужскую гимназию. В 1912 они перебрались в Симферополь. Семья бедствовала, поэтому Игорь одновременно с учёбой в Симферопольской мужской казённой гимназии окончил вечернюю ремесленную школу, получил специальность слесаря и работал на небольшом механическом заводе Тиссена. Летом он работал в землеустроительных экспедициях.

С 24 августа 1912 г. при отличном поведении обучался по 16 мая 1920 г. и окончил полный восьмилетний курс. По всем предметам имелись отличные оценки. Однако золотой медали Игорь Курчатов не получил: в условиях войны власти перестали их выдавать. В сентябре 1920 года И. В. Курчатов поступил в Таврический университет на физико-математический факультет. К лету 1923 г., несмотря на голод и нужду, он досрочно и с отличными успехами окончил университет. Летом подрабатывал то на строительстве железной дороги, то сторожем, то воспитателем. Поступил на 3 курс кораблестроительного факультета Петроградского политехнического института.»

СССР вырос из Российской Империи ровно так же как и нынешняя Россия из СССР.

Завершил же я свой комментарий теми словами, которые вынесены в заголовок этой заметки: «История России не разрывалась ни в 1917, ни в 1991!»

Пока мы не будем стараться объективно оценивать факты и события как периода до 1917 года, так и советской эпохи, никаких полезных выводов найти не удасться. Иными словами, мы будем обречены наступать много раз на одни и те же грабли… На радость нашим лучшим партнёрам!

P.S.

Из материалов «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона (т.т. 54, 55) можно высчитать такое соотношение: число учащихся начальных и низших училищ всех ведомств было около 3,8 млн. чел. в конце ХIХ века при населении страны около 128,9 млн. чел., т.е. примерно 2,9 учащихся на 100 человек.

В 2017 году у нас насчитывалось примерно 6,6 млн. учащихся в дошкольных учебных заведениях, 15,7 млн. — в средней школе и около 2,4 млн. чел. в средних специальных учебных заведениях. Всего около 24,7 млн. учащихся. Население было 146,9 млн. чел., что даёт соотношение примерно 16,8 учащихся на 100 человек. По материалам сборника Росстата «Россия в цифрах» за 2018 год.

В 5,8 раза больше, чем 100 с небольшим лет назад. Разница, безусловно, есть и немалая. Это грубая оценка, так как, например, возрастная структура населения очень изменилась за прошедший век и нужно бы ввести поправочные коэффициенты.

В общем, что есть, то есть!

Однако цифра цифрой, её знать нужно, а исторические результаты результатами. Без фундамента, заложенного в Российской Империи, не было бы и триумфа СССР в конце 40-ых — начале 60-ых годов ХХ века! Ситуация повторяется и в конце ХХ — начале ХХI веков.

P.P.S.

Указанный чекист или любитель оных зло проехался по фильму «Ржев»: https://cont.ws/@Oper1971/1522…

Не могу прямо комментировать, так как сам фильм пока не посмотрел, но любопытную ссылку дам: https://rusvesna.su/news/15764…

Мнение совершенно противоположное!

Причем Алина Кузьмина совершенно справедливо пишет, что «После просмотра кинокартины у меня появилась возможность составить собственное мнение об этом фильме, а заодно и увидеть циничные попытки промыть людям мозги и заставить их воспринимать белое черным.»

Собственно, я завёлся именно от возникшего ощущения, что некритичное противопоставление СССР Российской Империи объективно работает на руку нашим партнёрам. Под какими бы правильными вывесками не скрывался бы автор таких материалов. Засланный казачок? Не знаю…

С другой стороны, нам ведь известен советский чекист, который вполне смог перерасти примитивную схему белое/красное и на этой основе делать то, что не под силу большинству других людей на нашей планете. 

И белое хорошо, и красное, но в меру. 🙂

This article has 1 comments

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *