Вторая статья в жанре ассоциаций, который позволяет, на мой взгляд, пользоваться нечёткой логикой, рассуждать не о буквальных параллелях, а лишь об отдельных точках соприкосновения различных явлений и событий, расстояние между которыми во времени составляет более века.

Итак, Ф.М. Достоевский, «Дневник писателя», апрель 1876 года.

Фёдор Михайлович пишет о некоем литературном критике, г-не Авсеенко, который, в отличие от Достоевского, не вошёл в большую Историю России.

Цитата:

«… я сущность писателя понял: г-н Авсеенко изображает собою, как писатель, деятеля, потерявшегося на обожании высшего света. Короче, он пал ниц и обожает перчатки, кареты, духи, помаду, шелковые платья (особенно тот момент, когда дама садится в кресло, а платье зашумит около её ног и стана) и, наконец, лакеев, встречающих барыню, когда она возвращается из итальянской оперы. Он пишет обо всём беспрерывно, благоговейно, молебно и молитвенно, одним словом, совершает как будто какое-то даже богослужение.

……..

Оказывается ведь, что в каретах-то, в помаде-то и в особенности в том, как лакеи встречают барыню, — критик Авсеенко и видит всю задачу культуры, всё достижение цели, всё завершение двухсотлетнего периода нашего разврата и наших страданий, и видит совсем не смеясь, а любуясь этим. Серьезность и искренность этого любования составляет одно из самых любопытных явлений.

……..

Признаюсь, меня как бы светом озарило: после этого, конечно, понятны пасквильные слова на Островского и тот «тёплый, весёлый, буржуазный жанр, который порою так пленителен на французской сцене». Э, тут вовсе даже и не Островский, и не Гоголь, и не сороковые года (очень их надо!), тут просто Михайловский петербургский театр, посещаемый высшим обществом и к которому подъезжают в каретах, — вот это и всё, вот это-то и увлекло, вот это-то и захватило писателя с беспощадною силой, и прельстило его, закружив и замотав его ум навеки. Повторяю опять, на это не надо смотреть с одной лишь комической точки, все это гораздо любопытнее. Тут, одним словом, многое происходит от особого рода мании, почти болезненной, так сказать, слабости, которую надо бы щадить. Карета высшего света едет, например, в театр: вы только посмотрите, как она едет и как свет от фонарей, врываясь в окошки кареты, веселит в ней сидящую даму: это уж не перо, это молитва, и этому надобно сострадать! Конечно, многие из них тщеславятся перед народом как бы чем-то и высшим перчаток; между ними много чрезвычайно даже либеральных людей, почти республиканцев, а между тем нет-нет и скажется вдруг перчаточник. Эта слабость, эта мания к красотам высшего света с его устрицами и сторублевыми арбузами на балах, эта мания, — как ни невинна, но она породила, например у нас, даже крепостников особого рода между такими личностями, которые и душ-то своих никогда не имели; но, раз признав кареты и Михайловский театр за завершение культурного периода Российской истории, они вдруг стали совсем крепостниками по убеждению, и хотя вовсе не мыслят ничего закрепостить вновь, но, по крайней мере, плюют на народ со всею откровенностью и с видом самого полного культурного права. Вот они-то и сыплют на него удивительнейшие обвинения: связанного двести лет сряду дразнят пассивностью, бедного, с которого драли оброк, обвиняют в нечистоплотности, не наученного ничему обвиняют в ненаучности, а битого палками — в грубости нравов, а подчас готовы обвинить даже за то, что он не напомажен и не причесан у парикмахера из Большой Морской. Это вовсе не преувеличение, это буквально так, и вот в том-то всё и дело, что не преувеличение. У них отвращение от народа остервенелое, и если когда и похвалят народ, — ну, из политики, то наберут лишь громких фраз, для приличия, в которых сами не понимают ни слова, потому что сами себе через несколько строк и противоречат.»

Конец цитаты.

Вот я полностью согласен с тем, что «… серьезность и искренность этого любования составляет одно из самых любопытных явлений». Очень любопытных, так как сие явление воспроизводится из века в век, да и сейчас лезет из всех дыр.

Замените карету на Land Rover или Porsche и вы получите характерные образы из сегодняшней жизни. Помаду и платья вообще менять не нужно, у них только цвета и формы меняются. Фонари кареты? Помните, как все, или почти все, в 90-ых смотрели на первые импортные машины с газоразрядными лампами: у него настоящий КСЕНОН… Даже боюсь спросить, все ли знают первоначальное значение слова? Ну там инертный газ, 54-ый элемент таблицы Менделеева и т.п., которым заполнены колбы ламп.

От грандов мирового автопрома перейдём к зарубежным грандам нефтяного и нефтехимического рынков. За точку отсчёта возьмём 70-ые годы прошедшего века, когда простой советский человек имел возможность познакомится с евроатлантическими материальными ценностями посредством кино и редких комиссионных магазинов. Иными словами, роль Михайловского театра теперь будут играть Париж, Лондон, Милан и Нью-Йорк, а карет — изделия зарубежного автопрома и сопутствующие товары, в частности моторные масла.

Название брендов нефтяных и нефтехимических компаний можно было разглядеть на фотографиях спортивных машин, которые публиковались в журнале «За рулём». Это были волшебные, ласкающие глаз, слова латиницей Mobil, Castrol, Total, Elf, Shell, BP, Exxon (Esso), и, конечно, Motul, который из кокосовых орехов. Если кого забыл, то извините…

На полках советских магазинов было грустно, если даже на них что-то было. Моторные масла имели суровые обозначения М-8В, М-6з/10В, М-10Г и другие подобные. Задачи своего времени они, наверное, выполняли. Личные машины, правда, ездили далеко не всегда круглый год, чаще в тёплое время (при пуске в мороз вязкостные свойства масла и состояние аккумулятора являются основными факторами успеха).

Естественно, когда на рынок хлынули вышеназванные мировые бренды, то конкуренцию отечественный производитель проиграл вчистую (речь идёт о личном транспорте, разумеется). Да, разрыв в качестве в начале 90-ых был огромен, обсуждать тут нечего. Будущие отечественные сервисмены, насмотревшиеся картинок в «За рулём» и попробовавшие качественный импортный продукт, навсегда вошли в секты свидетелей масляного Мобила и К (вопросы подделок выходят за рамки данной статьи).

Шли годы и, на мой взгляд, ситуация стала раздваиваться. Попробуйте сейчас на любимом сервисе, если таковой есть, произнести слова «хочу залить моторное масло Лукойл». И внимательно наблюдайте за выражением лица собеседника. Не увидите ли на нём «любопытное явление», о котором упоминал Фёдор Михайлович? Тон статьи полушутливый, поэтому я заранее приношу извинения всем вдумчивым и вменяемым сервисменам…

С другой стороны, отечественный производитель медленно запрягал, трогал, и, наконец, в последние годы на рынке появились достаточно полные линейки масел и Лукойла, http://lukoil-masla.ru/ru/Prod…

и Газпромнефти http://www.gazpromneft-oil.ru/… да и других компаний. Буду рад, если кто-нибудь из читателей напишет о сервисе, на котором рекомендуют не тратить лишние деньги и заливать отечественную продукцию. Есть ли такие???

Может хватит кормить буржуев, которые за ласкающие глаз слова латиницей просят очень много денег? Тем более, что их качество перестало быть иконой. Пару лет назад поменял радиатор печки из-за некачественного антифриза Motul, купленного в правильном магазине. Вердикт был вынесен, скрипя зубами, самим автосервисом, так как я был далеко не первым с похожими симптомами… И почему после этого я должен верить в мотюлевские масла? Крайние 50 тысяч километров проехал на лукойловском масле, по спецификациям подходящим к двигателю машины, никаких проблем не возникло, намереваюсь и дальше продолжать использовать это масло.

Да, возможна такая ситуация, что лукойловское масло будет дороже (при прочих равных) какого-нибудь немецкого масла из брендов второй линейки, но это более сложная для принятия решений ситуация, так как нынешнее качество импортных жидкостей, вспоминая тот Мотюль который антифриз, требует внимательного и осторожного отношения.

Повторюсь, что масло должно соответствовать по спецификациями одобрениям, требованиям инструкции по эксплуатации конкретной машины.

Шершавой всем дороги!

P.S. Советская промышленность успешно производила ксеноновые лампы для кинопроекторов ещё в 60-ые годы, а, скорее всего, и раньше. Ну не был у нас частный автотранспорт в приоритете, не был… «Буран», который у меня на аватарке, смогли сделать, а нормальное авто нет…

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *