Электромобиль как национальный проект (2020)
Мне представляется, что за перипетиями последних дней и недель скрывается, помимо всего прочего, развитие событий на экономическом фронте. Полагаю, что новое правительство осознаёт, что за три с небольшим года никакими нынешними нацпроектами прорыв не осуществить. Для этого нужны другие инструменты. Не отвергающие, впрочем, существующие нацпроекты.
Глубже и шире копать канаву нужно, попросту говоря.
Для поднятия реальных доходов граждан нужны инструменты, влияющие на трудовую жизнь этих самых граждан. Большинство из которых является, что очень важно, наёмными работниками, а не предпринимателями.
Иными словами, нужно массовое создание рабочих мест с достаточно высоким уровнем оплаты труда. Далее действуем по Генри Форду: работники на таких рабочих местах должны создавать такие товары и/или услуги, которые сами бы и покупали.
Если не рассматривать жильё, то следующим пунктом с точки зрения масштабности покупок идут транспортные средства, автомобили. Далее следует вся бытовая электроника, включая средства связи.
Не скажу ничего особенно нового, но создание отечественного электромобиля и соответствующей инфраструктуры вполне могли бы сыграть роль очень приличного национального проекта.
Покупателей много, ездить люди будут всегда. Товар дорогой, но не вечный. Особенно в российских природно-климатических условиях и организационных реалиях… Требует создания очень серьёзной инфрастуктуры для эксплуатации и обслуживания. Должен быть достаточно широкий ассортимент продукции под разные потребности покупателей.
Как ни крути, практически идеальный кандидат на роль одного из мощнейших драйверов развития экономики.
Для приближения к идеалу необходимо соблюдение некоторых условий. Во-первых, электромобиль и инфраструктура должны быть на 100% отечественными, иначе не будет эффективно работать мультипликатор. Не вижу в этом никаких проблем, кроме как отсутствия желания и воли. Во-вторых, все взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, задействованными в производстве, продаже и обслуживании как самих электромобилей, так и всей инфраструктуры не должны иметь чисто рыночный характер. Иными словами, нужно задействовать механизм регулируемого ценообразования, аналогичный тому, что успешно применяется в ВПК. В-третьих, необходимо задействовать определённые финансовые механизмы, не позволяющие работникам, участвующим в процессе создания электромобиля, в создании и эксплуатации инфраструктуры, произвольным образом тратить полученное вознаграждение, в той части, которая, например, превышает рыночную оплату труда за аналогичную работу.
Иными словами, для успешной реализации столь масштабного проекта всем участникам необходимо чем-то пожертвовать. Государству — деньгами на первоначальные инвестиции, предпринимателям — нормой прибыли, наёмным работникам — той или иной степенью свободы в распоряжении полученным вознаграждением за труд.
Только при выполнении подобных условий возможно создание действительно интересного и конкурентоспособного электромобиля, который вполне может стать символом того самого прорыва, о котором В. Путин говорил в 2018 году.
Не хочу скатываться в техническую сферу в данной статье, но замечу, что для Lucid Air анонсирован пробег в 640 километров между зарядками.
Источник: https://cont.ws/@id246482372/1…
Да, реальность скорее всего будет скромнее, но и Tesla со своими реальными 360-450 километрами летом и 180 километрами зимой уже вполне себе приличное авто.
Источник: http://teslavod.ru/tesla-zimoy…
Возвращаясь к началу статьи. Если новое правительство сейчас начинает мыслить категориями таких масштабных проектов, то становиться совершенно очевидным, что на их реализацию нужна спокойная политическая атмосфера на протяжении нескольких лет. Это практически невозможно при ранее запрограммированном уходе В. Путина с поста президента в 2024 году.
Полагаю, что осознание масштабности экономических задач как новым правительством, так и самим В. Путиным привели к известному на сегодня результату. Помимо всех прочих обстоятельств, разумеется. Нужен прорыв — дайте время!
P.S. Вполне, на мой взгляд, можно пожертвовать частью нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», относящейся к производительности труда. Копнул поглубже — простая раздача денег той или иной степени прозрачности. Никакого идейно-экономического фундамента в этом нацпроекте я не обнаружил… В лучшем случае будет польза предпринимателям, получившим дешёвые деньги, льготы и прочие пряники от государства.
P.P.S. Никто не мешает инициировать аналогичный проект создания отечественного смартфона на отечественной элементной базе. Совокупный эффект двух таких масштабных проектов будет, на мой взгляд, очень приличным!
mnvsbl