А зачем это делается? В приказе есть, а зачем писать в трудовую книжку номер статьи?Тяжёлое советское наследие? В том смысле, что советское государство, как работодатель, не могло быть не право… Возможно и так. Но сейчас у нас капитализм, и отношения устанавливаются между двумя одинаковыми людьми, собственником и наёмным работником. Это верно и в случае когда собственник делегировал свои права наёмным работникам-руководителям. В момент делегирования собственник высказал своё доверие руководителю!

Иными словами, я не совсем понимаю как работает идея равенства сторон применительно к отношениям наёмный работник — работодатель. Трудовые книжки выполняют разные полезные (в наших реалиях) статистические функции, при этом есть одна особенность трудовых книжек, которая ставит наёмного работника в совершенно неравные, на мой взгляд, условия по отношению к работодателям. Речь о том, что в трудовой книжке указывается номер статьи ТК, по которой уволен работник. Совершенно очевидно, что применение, скажем так, негативных статей для увольнения может иметь под собой как объективные основания, так и субъективные, причём от слова совсем. И что получается? Работодатель может легко испортить нормальному человеку трудовую, и не только, жизнь, искусственно создав условия для увольнения по негативной статье, а работнику ответить совершенно нечем, кроме крайней меры — обращения в суд.

Как-то это неправильно на мой взгляд. Нет баланса, если не брать крайнюю меру. Предлагаю как минимум ограничить формулировки записей в трудовой книжке словами «принят», «переведён», «уволен» без ссылок на конкретные статьи ТК. Да, понятно, что потенциальный работодатель может попросить отзыв, характеристику, рекомендательное письмо, да и просто позвонить по старому месту работы человека. От этого никуда не деться… Но это хоть немного снизит накал страстей в многочисленных ситуациях, когда принципиально не прав работодатель, а не работник. Если работник нормальный, то есть шанс, что новый работодатель просто не будет копать после собеседования. Удовлетворится ответами на вопросы. Небольшой, конечно, шанс, но он есть.

Как максимум могу представить себе рейтинги работодателей, сделанные гражданами с использованием официальных механизмов, типа портала госуслуги. То есть не анонимным способом. И могу представить что государство будет обращать внимание на подобные рейтинги при, например, рассмотрении вопросов о предоставлении каких-либо льгот или субсидий тем или иным организациям-работодателям. Зачем это нужно государству? Так на выборах голосуют граждане, а не наёмные работники. Поэтому нужен некий арбитр, либо непосредственно само государство, либо независимые профсоюзы, который бы регулировал эту крайне чувствительную сферу до того, как проблемы из субъективно-производственных переросли в политические… Фантастика ненаучная?

Для меня подобные вопросы являются частью огромного непаханого поля в отношениях наёмный работник — работодатель. Долго мы ещё будем с этим полем разбираться…

Или я ошибся в постановке самой проблемы — идеи равенства сторон просто не существует? Или самой проблемы не существует и всё всех устраивает в нынешнем положении дел? Что думаете?

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *